Налоги с граждан Белоруссии.

Дата публикации: 24 10 2014

Вопрос:

  1. Порядок и сроки регистрации граждан Белоруссии в ФМС. При трудоустройстве граждан Белоруссии, необходимо ли предприятию осуществлять регистрацию сотрудника в ФМС и в какие сроки?
  2. Считаются ли граждане Белоруссии налоговыми резидентами по уплате НДФЛ? Если нет, то как, и кем исчисляется срок пребывания сотрудника на территории РФ.
  3. Как правильно исчислять НДФЛ в размере 30% или 13%.
  4. Когда у сотрудника (гражданина Белоруссии) возникает право на возврат излишне уплаченной суммы НДФЛ?
  5. Как оформляется процедура возврата НДФЛ, какие документы необходимо для этого оформить? Кто, куда и в какой срок должен предоставить данные документы?
  6. Какие взносы от заработной платы (в Пенсионный Фонд РФ, ФСС и ОМС) должен уплачивать работодатель, и будет ли произведен перерасчет взносов, когда гражданин Белоруссии станет налоговым резидентом.

Ответ:

Порядок и сроки регистрации граждан Белоруссии в ФМС. При трудоустройстве граждан Белоруссии, необходимо ли предприятию осуществлять регистрацию сотрудника в ФМС и в какие сроки?

Согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" в целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

В соответствии со ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Также должны быть обеспечены взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Аналогичные разъяснения даны в Письме ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552 (доведено Письмом ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751).

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

 

Считаются ли граждане Белоруссии налоговыми резидентами по уплате НДФЛ? Если нет, то как, и кем исчисляется срок пребывания сотрудника на территории РФ.

Как правильно исчислять НДФЛ в размере 30% или 13%.

Налоговая ставка НДФЛ по общему правилу устанавливается в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Что касается граждан Республики Беларусь, то для признания гражданина налоговым резидентом РФ необходимо, чтобы такой гражданин осуществлял работу по найму в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Данная норма установлена п. 1 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года" (далее - Протокол).

Применять ставку 13% правомерно с даты начала работы по найму в России, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола, Письма Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-05/6-112, от 18.02.2011 N 03-04-06/6-32).

Следует также учитывать, что согласно п. 4 ст. 1 Протокола документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в другом Договаривающемся Государстве, не относящееся ко времени пребывания в другом Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в этом другом Государстве.

Таким образом, при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде организации следует также учитывать документально подтвержденное время его нахождения в Российской Федерации, не относящееся к работе по найму.

В случае несоблюдения условий, установленных п. 1 ст. 1 Протокола, о нахождении в Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, работники организации не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации и их доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 30 процентов.

Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно.

Пени и штрафы в таких случаях не применяются.

 

Когда у сотрудника (гражданина Белоруссии) возникает право на возврат излишне уплаченной суммы НДФЛ?

Как оформляется процедура возврата НДФЛ, какие документы необходимо для этого оформить? Кто, куда и в какой срок должен предоставить данные документы?

Согласно п.1.1 статьи 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Такими документами могут являться:

- проездные документы о въезде и выезде из РФ;

- копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

- справки работодателей, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени;

- квитанции о проживании в гостинице;

- другие документы, подтверждающие время нахождения в Российской Федерации.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

 

Какие взносы от заработной платы (в Пенсионный Фонд РФ, ФСС и ОМС) должен уплачивать работодатель, и будет ли произведен перерасчет взносов, когда гражданин Белоруссии станет налоговым резидентом.

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.06 о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор).

Данный Договор, в частности, регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон. Договаривающимися Сторонами на основании положений Договора являются Российская Федерация и Республика Беларусь (ст. 2 Договора).

Статьей 4 указанного Договора предусмотрено, что лица одной из Договаривающихся Сторон, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора, в частности, трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству.

Вместе с тем на основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, положения вышеуказанного Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Определить статус можно по документам, выдаваемым иностранцу на основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Следовательно, можно сделать вывод: если гражданин Белоруссии не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство, он будет являться временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином.

Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, выплаты по трудовым договорам в пользу работников - граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Выплаты по трудовым договорам в пользу работников - граждан Республики Беларусь, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, являются объектом обложения страховыми взносами.